Мы часто получаем возмущенные отклики от соискателей, которым на собеседовании задавали, по их мнению, странные вопросы. Мы не будем принимать во внимание вопросы некорректные – про возраст, семейное положение и из серии «боже, а что вы забыли в этом вузе/фирме» и т.д. Поговорим о странных вопросах.
Итак, все странные вопросы мы рассортировали на три большие группы. И, если вам зададут странный, по вашему мнению, вопрос, – постарайтесь определить, к какой группе он относится. Так вы поймете, зачем его задают, и сможете дать наиболее подходящий ответ.
1. Вопросы на смекалку
Многим профессиям приходится время от времени соприкасаться с тем, что по-научному называется «теорией неясных множеств» или прикидками, если говорить по-простому. Работодателю важно понимать, можете ли вы мыслить нестандартно, быть полезными при работе с неясными вводными. Готовы ли вы выходить из шаблонных путей решения или неплохо перебираете варианты, но не более того. Именно поэтому на собеседовании вам могут задавать вопросы на смекалку.
Пример – вопрос для маркетолога о количестве желтых авто в Будапеште. Чтобы ответить, логика может быть такой: количество населения в городе, из них доля автовладельцев. Из общего количества авто выделить процент желтых – и вуаля! – задачка решена. Можно и безапелляционно сказать, что в справочнике Дьердя Чучарка за 2000 год в Будапеште насчитывалось 13593 авто, и за 15 лет их количество удвоилось. Иногда срабатывает. В любом случае важно попытаться ответить на вопрос, а не сразу же разочарованно заявить, что вы не знаете ответа.
Читайте еще: 8 фраз, из-за которых вы можете провалить собеседование
2. Вопросы на стрессоустойчивость
В некоторых компаниях вакансии предполагают часть обязанностей вне зоны комфорта обычного специалиста. Чтобы не спугнуть соискателей проведением классического стрессового интервью, на собеседовании задают вопросы на стрессоустойчивость и смотрят на реакцию кандидата.
Это не обязательно какие-то ужастики. Например, у генерального директора есть VIP-клиенты, которые любят рассказывать неприличные анекдоты или задавать достаточно бесцеремонные вопросы. Поэтому, чтобы секретарь в приемной не падала в обморок всякий раз, когда при ней будут рассказывать сальные истории, на собеседовании ее могут попросить рассказать неприличный анекдот. Кстати, возможна и обратная ситуация – в приемной шефа царит атмосфера института благородных девиц, и рассказанный кандидаткой неприличный анекдот «выбивает» ее из пула перспективных специалистов. Иногда стрессовые вопросы или кейсы задают на собеседовании на должность официанта (неадекватные гости), продавца (покупатели с претензией), оператора контакт-центра (абоненты на эмоциях).
От того, как кандидат ведет себя в дискомфортной для себя ситуации, насколько быстро справляется со стрессом, готов ли к корректной коммуникации, умеет ли «разрулить ситуацию», не обижая и не унижая другую сторону, и зависит, предложат ему работу или нет.
Читайте еще: Попался! 5 хитрых приемов работодателей на собеседовании
3. Вопросы «ни про что»
Такие вопросы задают, когда на стандартные вопросы были получены стандартные ответы, и рекрутеру или руководителю хочется услышать что-то не из набора заученных кандидатом фраз. Иногда от скуки шеф может задать вопрос, который считает эффективным или привык задавать на собеседованиях.
В некоторых компаниях стандартизируют процесс подбора до того, что задают одинаковые вопросы и тесты что продавцам, что финансовым руководителям – тест на интеллект, рисование несуществующего животного и заполнение анкеты на 6 листов шрифтом 8 кегля. Ситуация усугубляется в западных компаниях, которые просто переводят методики головного офиса «побуквенно», не особо заботясь о достоверности и валидности перевода анкет, опросов и обработки результатов.
Если вам задали вопрос «ни про что» (например, с каким животным вы себя ассоциируете), давайте тот ответ, который будет для вас наиболее комфортным и подходящим. А заодно определитесь, нужна ли вам такая компания.
Читайте еще: Формула успешного собеседования: эго, сторителлинг и выстрел в десятку
Итак, чтобы не попасть впросак на собеседовании, когда вам кажется, что работодатель задает вам странный вопрос, нужно, прежде всего, отключить эмоциональную составляющую. Да, возможно, это возмутительно, что вам, специалисту с большим практическим опытом, задают дурацкие вопросы.Но вы же профи – и по опыту работы, и по корректности общения.
Любой профи вам скажет, что собеседование – это переговоры, а на переговорах есть свои правила, одно из которых – все эмоции лучше выражать после переговоров. Поэтому определите, из какой группы вопросов вам был задан вопрос, и спланируйте, какой ответ будет максимально эффективным. Превратите ситуацию из обидной, стрессовой, проблемы в общении в задачу, логичную или логическую, цепочку ходов – как в шахматах. Такая стратегия позволит вам «не потерять лицо» и оставить о себе благоприятное впечатление, даже если работодатель выберет другого кандидата.