Креативность на каждый день: как избавиться от «мусорных» мыслей, которые мешают появлению новых идей

Редакция сайта rabota.ua продолжает рассказывать о самых простых и эффективных находках в сфере креативности и методах генерации идей.  В нашей первой публикации мы говорили о шести главных правилах, соблюдение которых поможет  накачать «мышцу креативности» и всегда быть готовым к решению нестандартных задач.

В этот раз мы постараемся разобраться, что нам мешает эффективно мыслить и блокирует появление новых ярких идей? Правильно – множество старых мыслей, которые непрерывно бродят у нас в сознании по кругу, повторяясь сотни раз. Поэтому первая наша задача – избавиться от них, освободив пространство для творчества. Но просто выбрасывать нехорошо – среди старого хлама вполне может оказаться и нечто стоящее. Поэтому выбрасывать будем на бумагу.

Поток сознания

Эту процедуру есть смысл выполнять всякий раз, когда вы приступаете к решению новой задачи. Или когда возвращаетесь к старой после некоторого перерыва, в течение которого вы невольно продолжали обдумывать ее.

Можно писать и на больших листах бумаги, в тетради и т.д. Но удобнее использовать стопку маленьких листочков для заметок. Задаете на таймере 2 минуты. Формулируете задачу. Например, «как мне найти новую работу?» или «как найти общий язык с начальником?» – в общем, какую угодно. Запускаете таймер и на скорость начинаете писать все ответы, которые всплывают в сознании. По одной идее на листок.

Две минуты прошли – делаете перерыв на пару минут. За это время в сознание поднимается и начинает там блуждать еще один слой мыслей. Повторяете 2-минутный процесс очистки еще раз. Скорее всего, после этого старого ментального хлама на тему этой задачи у вас уже не останется.

Опять отдыхаете немного. Потом собираете листки и просматриваете их один за другим. Если при этом возникают еще какие-то идеи – записываете и их. Все, процесс очистки завершен.

Креативность на каждый день: как избавиться от «мусорных» мыслей, которые мешают появлению новых идей

Сортировка

Теперь надо разобраться с тем, что вы «вытряхнули» из своего сознания. Все ваши мысли могут быть условно разделено на четыре категории.

Очевидные и общеизвестные идеи

Первую из них даже идеями считать не стоит – это что-то совершенно очевидное и общеизвестное, которое вы где-то видели или читали, но почему-то не удосужились до сих пор сделать. Например, вы в течение какого-то времени безуспешно ищете работу. Так вот, мысль «надо поговорить об этом со всеми друзьями и хорошими знакомыми» – это одно из стандартных действий, с которых надо начинать вообще любой серьезный поиск работы. Или вы давно хотите попросить шефа о прибавке или повышении по службе, но не знаете, как к этому подойти. Мысль «надо составить список всех выполняемых мной работ за последнее время и моих достижений» хороша, но это вы прочтете чуть ли не в любой статье на тему, как добиться повышения. На такие решения вы смотрите, оцениваете, нет ли каких-то противопоказаний для их реализации, и заносите – нет, не в дневник идей, а в свой планировщик как очередную задачу.

Идеи, которым не нужна проработка

Идеи, которые вроде и рождены вами самостоятельно, но не требуют дальнейшей проработки для выполнения – это вторая категория. Например, вам придумалось «составить список тех партнеров по бизнесу, у кого могло сложиться хорошее мнение обо мне как профессионале». Почему бы так и не сделать?

Идеи, в которых «что-то есть»

Третья категория – это идеи, в которых, как вы чувствуете, «что-то есть», но для реализации в таком виде они явно не годятся. Они нуждаются в обдумывании и доработке. Например, «найти тех, кому срочно нужны именно мои уникальные качества, и предложить их». Даже первого взгляда достаточно, чтобы понять, что реализация такой идеи требует решения уже нескольких задач. Так, надо определить, какие ваши качества считать уникальными или очень редкими. Определить, как искать тех, кто именно ищет именно таких людей (подразумевается, что никто пока не дал объявления о поиске сотрудника с таким набором характеристик – ведь чтение объявлений работодателей это ваша стандартная процедура). Отработать этот метод поиска и найти такие компании. И, наконец, найти способ донести до потенциального работодателя (который, кстати, сейчас может и не искать работника), что вы именно тот, кого ему не хватает в компании. Каждая из этих задач в свою очередь может потребовать поиска нетривиальных решений.

«Безумные» идеи

Четвертая категория – это «безумные» идеи. Например, во время «расчистки хлама» вас вдруг озарило мыслью «натравить на босса дикого медведя». Бредовая идея, но зачем-то ведь она выплыла из глубин подсознания? Опыт показывает, что работа с такими «безумствами» может приводить к самым ярким идеям. Ну, например, зачем натравливать зверя? Чтобы вызвать сильнейшее эмоциональное потрясение – в данном случае, страх. В состоянии наплыва эмоций человек теряет способность рационально мыслить. Становится более внушаемым и управляемым. Стоп! А какого рода сильные эмоции еще можно вызвать у начальника? Нельзя ли спровоцировать (или спрогнозировать) у него взрыв, например, радости или энтузиазма? Или приятно потрясти его? И, например, к этому моменту подгадать свое заранее и соответствующим образом подготовленное обращение о повышении. А как именно это сделать?

Другими словами, «безумная идея» может послужить стартовой точкой для цепочки ассоциаций, раздумий или применения специальных методов генерации идей. И мы сохраняем ее именно для этих целей.

И, наконец, то, что нет смысла относить ни к одной из категорий – просто бесполезный ментальный мусор. Которого тоже достаточно в любой голове.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Кращі статті за тиждень – у вас в пошті!