Денис Иванов – кинопродюсер, основатель «Артхаус Трафик», первой украинской кинодистрибьюторской компании фестивального арт-кино в Украине, а также украинского фестиваля кино для детей «Чiлдрен Кiнофест». В интервью редакции rabota.ua эксперт поделился опытом кинодистрибьюции, секретами кинофестивальной жизни и посоветовал фильмы для воспитания хорошего вкуса.

Об эволюции артхауса в Украине

Чтобы заниматься кинодистрибьюцией, нужно любить кино, следить за тенденциями и понимать, как работает бизнес. Это «сплав» искусства, бизнеса, культуры в широком и узком смысле, а также людей и их психологий.

Наша работа похожа на многоборье. Стартовали мы с женой, моим партнером по жизни и по работе, со студенческого киноклубного движения в Донецке. Искренне верили в то, чем занимались.

В 2003-м году, когда мы начинали, французская романтическая комедия считалась глубоким артхаусом, а фильмы с субтитрами – тем более. Наше кино брали на один-два сеанса, никто не говорил про несколько недель. Сейчас «Патерсон» американского режиссера Джима Джармуша – фильм о поэте-водителе автобуса из провинциального города и его размеренной жизни – выходит на 30-ти экранах. Кто бы мог подумать об этом тогда?

О киноклубном движении

Если посмотреть на соседнюю Польшу, то арт-фильмы, которые показываются и в Украине, набирают у них в несколько раз большую аудиторию. При этом у нас зрительских посещений – где-то 70% от их количества.

Киноклубное движение – вот где закладывалась культура восприятия кино у поляков. В Польше киноклубы были в школах, в университетах, при фабриках. У нас это было очень развито при Советском Союзе, а потом все «скисло». Наступил перерыв, и только пара-тройка киноклубов на всю Украину продолжали заниматься своим делом, а остальные десятки, сотни и, может, даже тысячи – закрылись.

О легальном доступе к фильмам

В прошлом году «Артхаус Трафик» открыл некоммерческим киноклубам бесплатный легальный доступ к фильмам, которые выходили в украинском прокате в течение последних лет. Каталогом club.arthousetraffic.com пользуются киноклубы Киева, Одессы, Черкасс, Северодонецка и других украинских городов.

Мы предоставляем авторские права киноклубам с условием, что нужно показать несколько роликов будущих фильмов, которые будут выходить в прокат и станут частью фестивалей. Позже эти фильмы тоже будут в каталоге для бесплатных показов. Мы запустили пилот, и это набирает обороты.

В Украине должно развиваться полноценное киноклубное движение. В то же время мы сотрудничали с несколькими студенческими киноклубами и готовы были передать им это дело, но сработала наша национальная черта. Много мечтаем и хотим, а потом ищем причину, почему бы нам этого не сделать: нет времени, вдохновения, куча рисков, не факт, что все получится… Студенческие киноклубы ничего не сделали, и в результате мы сделали это сами.

интервью с главным поставщиком авторского кино в Украину Денисом Ивановым

Фото: Татьяна Пастир

Об авторских правах

Мало кто понимает, что такое авторские права. Раз нельзя их потрогать, значит, это как воздух –бессмысленно покупать, продавать, спрашивать разрешения.

В Украине сформировалось варварское отношение к правам: в обществе практически стопроцентная толерантность к пиратству, талантливые авторы книг, музыки, режиссеры и сценаристы не могут обеспечить своим трудом семьи. Из-за этого у нас отсутствуют многие вещи в отечественной культуре, а культурные индустрии формируются черепашьими темпами.

Об украинских зрителях

У нас растет кинорынок, растет количество зрителей, потому что кино остается одним из самых дешевых светских развлечений.

Аудитория наших кинотеатров – молодые люди, у нас практически не ходят в кино те, кому за 50. Если посмотреть в Париже на очередь в кинотеатр, то там достаточно пожилых зрителей. В Украине активные походы в кино пока что заканчиваются на детородном возрасте. Хотелось бы, чтобы наша страна все-таки могла обеспечить пенсионерам достойный уровень жизни, и они могли позволить себе регулярные посещения кинотеатров.

интервью с главным поставщиком авторского кино в Украину Денисом Ивановым

Фото: Татьяна Пастир

О коммуникации со зрителем

Хоть у нас и репутация тех, кто на острие, но в рекламе мы очень консервативны. Даем наружную рекламу, выпускаем пресс-релизы, делаем рекламу по телевидению, размещаемся на радио, в Facebook. Мы общаемся, ходим на эфиры и рассказываем о нашем кино. Работаем с целевой аудиторией, которая имеет такие же вкусы, наш взгляд на мир. Главное – пытаемся понять, что она читает, где сможет увидеть информацию. От этого и выстраиваем нашу рекламную кампанию.

О масскульте и артхаусе

Массовая кинокультура считается вторичной, потому что использует то, что зарекомендовало себя как бренд. Она использует образы, которые уже доказали свою привлекательность на рынке. Масскульт напоминает известную историю собаки Павлова: так и люди нажимают кнопочку, и все идут в кино. Это хороший бизнес.

В арт-кино ключевой является фигура автора, то есть режиссера, в противовес американской системе, где бал правят продюсеры. Есть авторы, которые исследуют границы киноязыка, снимают экстремальное кино с точки зрения зрителя. Другие же, наоборот, отказываются как от зрелищного кино-аттракциона, так и от выхода за пределы зрительского комфорта. Они делают «тихое» кино, где в центре повествования находятся не супергерои, а обычные маленькие люди.

Об «Оскаре»

Фильмы-аттракционы не занимают основную часть оскаровских номинаций. Самый главный «аттракцион» «Ла-Ла Лэнд», которому достался главный приз, смотрит назад на эпоху мюзиклов, пытаясь развивать этот отдельный жанр, который сформировался в американском кино. Все остальные картины – «Манчестер у моря», «Ограды», «Лунный свет» – это то самое «тихое» кино, в котором очень важно человеческое измерение.

Например, «Лев» – это история об индийском мальчике, который потерялся, преодолел несколько тысяч километров, и его усыновила австралийская семья. Когда мальчик вырос, то с помощью технологий Google Earth и своих воспоминаний, он нашел свою семью. Или, к примеру, «Коммивояжер» Асгара Фархади, который получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Это фильмы о человеческих отношениях, отнюдь не истории о спасении планеты Земля от глобальной напасти с большими бюджетами, звездами и спецэффектами.

Еще один фильм – «Тони Эрдманн» Марен Аде. Бывший учитель музыки пытается наладить отношения с дочерью, бизнес-консультантом корпорации – абсолютный хит европейского кино, который получил практически все премии Европейской киноакадемии, но был совершенно незаслуженно обойден вниманием жюри в Каннах.

интервью с главным поставщиком авторского кино в Украину Денисом Ивановым

Фото: Татьяна Пастир

О работе на «Берлинале»

Для меня 50% кинопроцесса – это общение. Поэтому «Берлинале» – инструмент коммуникации. Мы много общаемся с коллегами, обмениваемся опытом, пытаемся построить сети контактов.

Как кинопрокатчики, мы пытаемся купить не только фильмы, которые вышли сейчас, но и те, которые будут готовы только к Каннскому кинофестивалю. Кроме того, мы делаем фестивали, занимаемся продюсированием, поэтому этому тоже посвящается много времени и общения.

О «Процессе» Сенцова

Фильм «Процесс» Аскольда Курова о суде над узником совести, украинским кинорежиссером Олегом Сенцовым, отбывающим сейчас срок в российской тюрьме по сфабрикованному делу, участвовал в официальной программе «Берлинале», но не был в конкурсе.

Картина была посвящена 30-летию Европейской киноакадемии, которая решила не устраивать банкет, а отметить юбилей актом солидарности с украинским режиссером. Это важный политический жест. На показе был полный зал: присутствовали послы, представители немецкой политической элиты и много коллег Олега Сенцова.

Нам кажется, что дело Сенцова очевидное и понятное, хотя многие после показа фильма выходили и говорили: «А, это вот так все было. Вот какой он, Олег Сенцов». Этот фильм – хороший инструмент для того, чтобы дело Сенцова не было забыто.

Аскольд Куров в каком-то смысле пожертвовал собой как автором, когда сделал такой фильм.

Об интересе к украинскому кино

Отборщики «Берлинале» выбрали только один украинский фильм в официальную программу. Значит, только он стал им интересен. Это документальный фильм «Школа № 3», который состоит из шести монологов подростков об их жизни в оккупированной Николаевке. Он получил гран-при в конкурсной программе Generation 14plus.

О фильмах для детей

Как прививать детям хороший вкус в кино? Для этого мы основали «Чiлдрен Кiнофест», который проходит в конце мая-начале июня. В этом году будем проводить его уже четвертый раз. Фестиваль проходит в 20-ти городах одновременно. Стараемся отбирать туда европейские фильмы самых разнообразных жанров, чтобы показать детям, что есть огромный континент кино о жизни их сверстников за пределами Голливуда и телевизора.

интервью с главным поставщиком авторского кино в Украину Денисом Ивановым

Фото: Татьяна Пастир

О продюсировании «Полины»

Это семейное фэнтези, сказочный блокбастер франко-бельгийско-украинского производства, за который мы взялись вместе с бельгийским режиссером Олиасом Барко.

«Полина» – в некотором смысле авантюра, потому что у фильма очень короткий срок подготовки. От идеи до съемок прошло всего несколько месяцев. Оператор фильма Тьерри Арбогаст – это оператор Люка Бессона, и он должен был уходить на съемки фильма «Валерьян и город тысячи планет». Мы бы его не дождались, поэтому решили побежать быстро.

Сейчас доделываются спецэффекты, дописывается музыка. По сути, это первая большая копродукция Украины с европейскими странами.

О дистрибьюторском рае

Для меня эта страна считается своеобразным эталоном кинопроцесса.

Франция отличается тем, что там целенаправленно занимались развитием своей киносистемы. Страна имеет сложную рабочую систему поддержки кино на разных уровнях и на всех стадиях кинопроцесса – от кинотеатров до кинофестивалей, от фильмов-копродукций c экзотическими странами до европейских блокбастеров.

Здесь возникла концепция авторского кино в противовес голливудской системе, где считалось, что кино – это коллективное творчество.

Во Франции еженедельно выходят более двадцати фильмов со всех уголков земли. Есть фонд CNC, который поддерживает кино не только французское, но и других стран с французскими продюсерами – от Ближнего Востока и Африки до Украины и стран Восточной Европы.

интервью с главным поставщиком авторского кино в Украину Денисом Ивановым

Фото: Татьяна Пастир

О важности системы

Какие страны все активнее заявляют о себе на мировой карте кино? Это Германия, скандинавские страны и страны Бенилюкса. Но они не стали успешными, потому что такими «родились» – кто-то прилагал усилия. Кто-то снимал кино, кто-то строил кинотеатры, кто-то прогорал много раз, рисковал и снова открывался.

Киноклубы, киномедиа, кинокритики, кинотеатры, кинодистрибьюторы, кинофестивали, телевидение, каждый, кто написал сценарий к короткометражному фильму, – все это двигает кинопроцесс. Эта сумма действий и система, которая выстраивается и делает страну развитой или неразвитой.

Мы пока что пасем задних. Для сорокамиллионной страны у нас очень бедная культурная жизнь.

О кино в Украине

Украина – страна, где ты все должен делать сам. У тебя нет фондов, выстроенной системы. У тебя холодно в доме – твои проблемы, грязно на улицах – твои проблемы, двор завалило снегом – бери лопату и расчищай. С одной стороны, это большая проблема, с другой – большая возможность. Нет и конкуренции. Подаешься на питчинги, проявляешь активность. Проактивная позиция в таких странах, как наша, очень важна.

интервью с главным поставщиком авторского кино в Украину Денисом Ивановым

Фото: Татьяна Пастир

Об именах

Мирослав Слабошпицкий и Сергей Лозница сделали гораздо больше для Украины, чем поколение до них. Их фильмы будут изучать в университетах ближайшие 100 лет по всему миру. Сейчас они для меня олицетворяют украинское арт-кино.

О мировоззрении

Кого я более всего уважаю из исторических личностей? Как историк я многих уважаю. Например, Вацлав Гавел, Мустафа Джемилев, Олег Сенцов, Барак Обама и т.д. На самом деле, это большой список тех, кто честно занимается своим делом и не изменяет определенным принципам.

К какому недостатку я отношусь терпимее всего? Я ужасно нетерпимый человек, ненавижу недостатки.

Мой любимый девиз? Пессимизм еще не выиграл ни одной войны.

Качество, которое я ставлю выше всего? Любовь – чувство, которое мы должны лелеять в себе. Как сказал мой учитель Игорь Козловский, который сейчас находится в плену в «ДНР» уже 387 дней, наши шаги не имеют смысла, если они не наполнены любовью.