Мы пообщались с менеджером по персоналу «Фишки» Анастасией Матиюк и узнали, как устроена работа в компании.

– Вашей компании почти десять лет, она прошла длинный путь развития. Расскажите об этом.

– Наш первый магазин был открыт в декабре 2008 года. Все начиналось с формата «стрит-ритейл». Это были маленькие киоски (некоторые площадью от пяти метров), точки в подземных переходах, которые работали под брендом «Мобильные Фишки», как и сейчас.

Компания начала свое развитие с Киева (и сейчас большинство наших магазинов работает в столице), и постепенно развивалась в других городах. Мы растем, появляются новые магазины – сегодня у нас работают и большие магазины с площадью до 300 метров, наши флагманы. Появилась операторская розница – она представлена магазинами операторов «Киевстар», «Водафон» и «Лайфселл» по всей стране. Мы представлены во многих областях – восточные, западные регионы, в центральной Украине. У нас работает около 100 магазинов и постоянно открываются новые. При этом мы уходим от формата киосков – не рассматриваем магазины меньше 30 метров и стремимся в торговые центры, к расширению формата и улучшению коммуникации с покупателем.

– Насколько рентабельной была работа в киосках – ведь там преимущественно работает формат «зашел и вышел»?

– Мы первые на рынке, кто перешел от формата «техника и аксессуары» к формату «аксессуары и техника». На тот момент это было выгодно – в частности, из-за небольшой аренды и количества персонала. Но по мере развития компании растут и амбиции, и возможности.

– Коварный вопрос: ассортимент компании практически не отличается от конкурентов. Что вы делаете, чтобы остаться в тренде и быть интересными для клиентов и соискателей? Что выделяет компанию среди других – как бизнес и как работодателя?

– Мы работаем с прямыми поставками из Китая – ввозим продукцию сами. Развиваем свой бренд «Тото», который представлен в магазинах. Один из наших категорийных менеджеров постоянно находится в Китае – посещает выставки, отслеживает новинки, которые появляются на рынке. И, хотя в рознице это представлено меньше, в Интернет-магазине, который мы активно развиваем, есть самые новые гаджеты, такие как дроны, роботы, очки виртуальной реальности, 3D-ручки, «умные» чашки, LED-лампы, персональный транспорт и так далее. Все, что появляется на рынке, мы стараемся сразу предлагать клиентам.

Интервью с работодателем: компания «Фишки»

– Пресловутое китайское качество: бытует мнение, что оно очень низкое. Что можете сказать об этом?

– Поскольку наш менеджер находится в Китае, он имеет возможность совершать первичный контроль качества, принимать решения, с кем нам выгодно работать. Есть хороший заводской Китай, там производится качественная продукция.

– Скажите, пожалуйста, с чем люди сталкиваются, когда приходят в компанию «Фишки»?

– В других компаниях акции для персонала известны для всех – потому что это маркетинг. У нас люди узнают про акции для персонала, когда уже приходят к нам работать. Мы стремимся, чтобы нам было чем удивить и удержать. С того момента как человек приходит к нам, у него есть наставник, который его опекает первые пять дней, стажирует. У нас есть конкурс «Лучший стажер», победители которого получают ценные подарки. С первого дня работы на специалиста распространяются все бонусы, рейтинговые мероприятия, которые доступны остальным сотрудникам. Есть рейтинги для лучших продавцов, администраторов, директоров магазинов, территориальных менеджеров и так далее. Победителей месяца мы отмечаем дипломами, пишем о них в дайджесте, поздравляем. Лидерам квартала дарим ценные подарки, а лучшие продавцы приезжают на мероприятия, мы их поздравляем, в этом принимают участие руководители вплоть до высшего звена департамента продаж. Например, недавно был совместный пейнтбол. Такие мероприятия, общение с руководителями – это отличная дополнительная мотивация для ребят.

Интервью с работодателем: компания «Фишки»

Мы пропагандируем акцию «Приведи друга», и таких условий акции, которые есть у нас, я больше не встречала ни в одной компании. Мы за то, чтобы наши люди приводили друзей, чтобы им было комфортно работать, но при этом они чувствовали ответственность за кандидатов, которых рекомендуют. Акция заключается в том, что человек, который привел друга, получает 1000 грн поощрительной премии.

Мы хотим, чтобы люди работали в компании долго, поэтому есть еще дополнительные премии за лояльность, выплаты которых начинаются с шести месяцев работы, а затем их размер растет – с года, двух лет и так далее. Это распространяется только на розницу.

Особенно приятно, что многие продавцы работают больше двух лет: это отличный показатель для нашей сферы. Люди заинтересованы работать долго, получать больше. К тому же, у нас самые высокие проценты от продажи услуг – поскольку продать услугу сложнее, учредители выбрали политику поощрять сотрудников (для сравнения: в некоторых компаниях это 20 %, у нас – до 75%). Особенно интересно людям с опытом работы, которые могут сравнить свой доход у нас и в других компаниях нашей сферы. Таким образом, премии, бонусы и доплаты вместе составляют хороший доход.

– В компании проходит ребрендинг. Почему компания решилась на визуальное обновление?

– Многие магазины и сейчас работают как «Мобильные Фишки», но в прошлом году мы провели ребрендинг, и теперь внедряем его в массы. Один наш магазин в Киеве уже оформлен в новом стиле – ярком и красивом. И мы планируем переделать все магазины в новый формат Fishki.ua.

Нам хотелось чего-то нового, идти в ногу со временем. Наш бело-голубой стиль разработан достаточно давно. Но отрасль диктует необходимость меняться – чтобы продавать современные гаджеты и аксессуары, внешний вид должен быть соответствующий, компании важно быть молодой и креативной.

– Какие люди работают в вашей компании? Тоже молодые и креативные?

– У нас около 450 сотрудников, большинство – 350 – это департамент продаж, наше всё. Остальные 100 человек, лично для меня, – это те, кто должен помогать департаменту продаж беспроблемно функционировать, плюс Интернет-магазин.

Наши сотрудники – молодые, талантливые люди. Среди них есть – и в продажах, и в офисе – много старожилов, есть и такие, кто работает в компании со дня ее основания. Они росли и развивались с компанией, переходили на новые позиции, оставались лояльными – и многие заняли руководящие должности. У таких людей с компанией складываются двусторонние взаимоотношения – они хранители наших традиций и помогают мне в организации мероприятий. Некоторые знают про компанию больше меня. Рассказывают, как было раньше, подсказывают. Приятно работать в коллективе, который формировался годами, слажен, в котором люди друг друга понимают и чувствуют.

– Каких людей вы ищете? На что именно ориентируетесь, когда проводите отбор кандидатов?

– Если говорить о наших самых популярных кандидатах – продавцах, нам достаточно желания и огня в глазах. Если человек хочет работать, мы научим, подскажем, будем курировать. Любую вакансию, которая открывается, за редкими исключениями с совсем уж узкой специализацией, мы транслируем на свою розницу, рассматриваем людей из нее. Возможно, среди продавцов есть человек, который перерос себя, и готов попробовать себя в другом направлении. Аккаунт-менеджеры, офис-менеджеры, департамент продаж – здесь много выходцев из продавцов. Для нас главное – желание и результативность. Но если второе проявляется уже в ходе работы – причем в нашей компании результаты видят и поощряют, то желание нам нужно увидеть изначально, это самый важный показатель.

– Расскажите, пожалуйста, что самое сложное, по отзывам новичков, на испытательном сроке?

– Освоить кассовые дисциплины, работу в 1С и другие технические моменты, проведение инкассаций и управление сигнализацией. А вот к общению с людьми кандидаты, которые ищут работу продавцами-консультантами, обычно изначально расположены, настроены на это психологически. Новички боятся визита «тайных покупателей» – хотя они у нас честные и справедливые.

Интервью с работодателем: компания «Фишки»

– Что ждет сотрудника после испытательного срока?

– После того как мы оцениваем стажеров, заканчивается их испытательный срок. Хотя с первого дня после инструктажа службы безопасности мы считаем стажеров полноценными сотрудниками.

– Как вы помогаете людям научиться тонкостям работы?

– Новичков поддерживают наставники, коллеги, территориальные менеджеры, постоянные коммуникации поддерживаю и я. Плюс, недавно мы запустили портал, на котором находится много полезной информации, как для новичков, так и для сотрудников со стажем. Есть чаты обсуждения ассортимента, где сами собственники прислушиваются к мнению продавцов и корректируют ассортимент. Каждый из сотрудников может напрямую обратиться ко всем, в чьей помощи он нуждается.

– Какие возможности для развития карьеры предлагает компания?

– В рознице после стажировки сотрудник становится продавцом, затем может стать администратором, далее – директором магазина или территориальным менеджером. Самые высокие позиции – региональный директор и директор по продажам. В принципе, у нас прописаны все карьерные ступени, каждую из которых у сотрудника есть шанс занять. Начиная с третьего месяца, мы уже рассматриваем человека как сотрудника, который может стать администратором.

– Уточните, пожалуйста, могут ли работать студенты – например, на неполный рабочий день?

– Мы пробовали этот вариант, но, как показывает практика, уровень ответственности выше, когда люди стабильно закреплены за магазинами и работают полный день. Даже сами продавцы не приветствуют варианты, когда люди приходят на какое-то время. Мы это пока что не практикуем, но и не отказываемся от этой идеи. Просто реализацию нужно продумать максимально эффективно, только тогда, когда мы отойдем от формата маленьких магазинов. Если одновременно на смене находится от четырех человек, то пятым можно взять и студента. На практике на смене должно быть два сотрудника, которые находятся на работе целый день.

– А что касается аудитории возраста «40 +»? Какова ваша позиция относительно зрелых кандидатов?

– В продажах мы рассматриваем кандидатов «сорок плюс» с опытом работы. Что касается остальных вакансий – например, в офисе, возраст не имеет значения. Важны опыт, компетентность. По моим наблюдениям, такие специалисты более лояльны и ответственны, они приходят на собеседования, и нет необходимости вызванивать их с вопросом «Почему вы не пришли?» Такой человек обязательно приедет заранее, пройдет все этапы собеседований и тестирования, эти люди действительно заинтересованы в работе. Некоторые территориальные менеджеры выступают за то, чтобы не смотреть на возраст и в продажах, без проблем берут в подчинение опытных специалистов. Главное – чтобы человек продолжал хотеть работать продавцом.

– Как проходит отбор сотрудников?

– Продавцы проходят собеседование с территориальными менеджерами. В дальнейшем, при переходе на более высокие позиции, проводится дополнительное тестирование. Для каждой должности есть определенные профили, и мы ищем кандидатов, которые максимально соответствуют им. Хотя, опять-таки, все индивидуально.

Что касается офисных сотрудников, прохождение тестирования обязательно для всех, а собеседование могу проводить или только я, или еще и непосредственный руководитель, в зависимости от вакансии. А затем следует подписание оффера и так далее.

Интервью с работодателем: компания «Фишки»

– Уточните, долго ли длится проверка кандидатов? Насколько быстро люди, которые прошли проверку, могут выйти на работу?

– Проверка, особенно у продавцов, проходит быстро: два дня, а затем – пять дней стажировки, которая оплачивается. Продавцы нарасхват, поэтому позвонить и пригласить на собеседование нужно в тот же день, если не в ту же минуту, как человек прислал резюме. И, если встреча результативна, территориальный менеджер сделает все, чтобы человек остался: сразу выдается анкета, которую кандидат заполняет для службы безопасности. Коммуникации в компании происходят быстро, все общаются со всеми, нет сложных согласований. Причем не только в этом, но и в других вопросах – например, принято общаться с продавцами об ассортименте: что берут и что не берут покупатели… Это мотивирует продавцов, ведь они видят открытость в общении, и, что к их мнению прислушиваются.

– А кандидатов на вакансии в офисе не отпугивает тестирование?

– Нет, им, наоборот, интересно, многие даже просят результаты. Были единичные случаи, когда люди отказывались проходить тесты, считая, что полтора часа на них – это пустая трата времени.

– В чем основная причина отказов кандидатам?

– Каждый раз индивидуально. При рассмотрении кандидатов в офис все зависит и от вакансии: на некоторые много откликов, и есть возможность долго выбирать лучших кандидатов, и тогда учитываются многие критерии – в том числе тестирование, общение, способность влиться в коллектив. Когда хорошо знаешь коллектив и чувствуешь его, такие вещи видишь уже на собеседовании, и после встречи есть уверенность, что этот человек будет работать с нами. Зачастую так и случается.

– А как вы определяете «не ваших» кандидатов?

– Могу привести пример с вакансией маркетолога. Есть кандидаты, которые на собеседовании могут рассказать, сколько у нас подписчиков в соцсетях, какие есть проблемные моменты. А некоторые приходят и спрашивают: «Ну что… Чем вы занимаетесь? А офис у вас неплохой. Значит, и заплатите нормально».

– А если говорить о продавцах – есть какие-то нюансы, по которым вы сразу понимаете, уже на телефонном собеседовании, что нет смысла даже приглашать на встречу?

– Когда человек совершенно не имеет представления о современных технологиях. Уже на этапе телефонного собеседования мы пытаемся понять, насколько ему интересна эта тема, ведь придется консультировать людей, рассказывать о технике, процессорах, характеристиках. Научить можно всему, но если человек изначально не может ответить на вопрос о том, каким телефоном он пользуется или какая операционная система на нем установлена, понятно, что ему будет очень тяжело научиться.

Интервью с работодателем: компания «Фишки»

– Какие активности во внерабочее время предлагает компания?

– У нас есть своя футбольная команда, в которую могут входить все, в том числе руководители отделов, и сотрудники ходят болеть за своих. Есть группа проактивных коллег, которые в выходные дни принимают участие в каких-то спортивных мероприятиях – например, зимой катаются на лыжах, летом совершают велопрогулки. Коллеги собираются по интересам и общаются. Мы организовываем выезды на природу, праздники в офисе, корпоративы, День вышиванки.

Продавцов по своим секторам организовывают территориальные менеджеры, приглашают нас в гости. А раз в квартал мы организовываем мероприятие для продавцов. Делаем все, чтобы сплотиться. Причем у нас полное равноправие в вопросах интересов – девушки любят спорт, мужчины запросто могут посоветовать что-то из кулинарии и взять на себя готовку на пикнике.

– Давайте поговорим о перспективах. Не нужно ли переживать людям, которые приходят в продажи, что им придется постоянно работать продавцами, потому что не будет других перспектив?

– У нас амбициозные планы, открываются новые точки, причем мы стараемся открывать большие просторные магазины в торговых центрах. Соответственно, появляются новые должности, которые занимают сотрудники из продаж. Компания развивается в новых регионах, где нужны специалисты, которые помогают открывать точки. В этом году мы хотим открыть 50 новых магазинов. Поэтому расти в нашей компании есть куда.

Интервью с работодателем: компания «Фишки»

– Как вы определяете, что человек готов к этому росту? Он должен сам прийти и сказать, что хочет расти, или это замечает компания, если человек работает и старается?

– Я отмечаю людей, которые часто попадаются в рейтингах, – по стажерам, по продажам, по фокусным группам. Если человек талантлив во всем, грех не обратить на него внимание. Если открыта вакансия администратора, естественно, я спрашиваю рекомендации у непосредственного руководителя – они общаются и хорошо знают своих людей. И если порекомендовал еще и руководитель, нет никаких препятствий для роста, я только способствую тому, чтобы человек рос у нас в компании. Если по всем критериям все отлично, я встречусь с человеком, чтобы пообщаться. И, зачастую, это 90% попадание.

– А если человек, наоборот, хочет работать обычным продавцом и не стремится к карьерному росту?

– Никто не заставляет. Мы уважаем мнение каждого. Естественно, рекомендует непосредственный руководитель, но желание человека тоже должно присутствовать. Есть люди, которые долго работают продавцами и хороши как продавцы, умеют общаться с людьми и знают свое дело, и это доказывают показатели продаж. Но не всегда хороший продавец – это хороший руководитель.